ЗАДАТЬ ВОПРОС



    Тесты салона 23.09.13 Тест стерео системы в салоне AV Lux. Exposure 3010 S2 Integrated Amplifier,Exposure 3010S2 CD Player
    Exposure 3010 S2 Integrated Amplifier, Exposure 30


    19.08.13 Тестирование акустики Peak consult в связке с техникой Vitus Audio и
    Акустическая система – Peak Consult Empres


    28.06.13 Тест стереосистемы в салоне AVLux
    Акустика Dynaudio DM 2/7, интегральный усилитель Marantz PM -6004, CD-проигрыватель Marantz CD 6004

    читать все тесты
    Рекомендации салона 24.10.13 Топ 10 напольных акустических систем
    Vandersteen Model 1C   В модели 1C применен


    18.10.13 Топ 10 ламповых усилителей
    Unison Research ABSOLUTE 845   Цена около


    11.10.13 Топ 10 наушников
    GRADO SR 325i   Grado SR-325is являются топ


    20.06.13 Топ 10 бюджетных проигрывателей винила
    Обзор 10 проигрывателей винила


    19.06.13 Топ 10 док станций для Ipod/Iphone
    Обзор 10 док станций для смартфонов


    18.06.13 Топ 10 акустических систем
    Обзор 10 акустических систем


    11.06.13 Топ 10 усилителей
    Обзор 10 интегральных усилителей


    10.06.13 Топ 10 CD проигрывателей
    Обзор 10 CD проигрывателей



    Hi-Fi салон AVLUX

    Устройство кабелей  

    Все кабели состоят из трех основных элементов: проводников сигнала, диэлектрика и соединителей. Проводник передает звуковой сигнал, диэлектрик изолирует его от остальных проводников, а соединитель обеспечивает подключение к компоненту системы звуковоспроизведения. Всем элементам придана опреде ленная физическая структура, называемая геометрией кабеля. Каждый из этих элементов (в особенности, его геометрия) может влиять на качество звучания.

    Проводники

    Проводники, как правило, изготовлены из меди или серебра. В медном high-end-кабеле чрезвычайно важна чистота материала. Характеристики меди обычно указывают в виде процентного содержания в данном материале химически чистой меди. Так, например, если какой-то медный материал имеет чистоту 99,9997%, это значит, что в нем имеется лишь 0,0003% различных примесей. В число подобных примесей обычно входят железо, сера, сурьма, алюминий или мышьяк. Медь еще более высокого качества — 99,99997% — называют медью \"шесть девяток\". Многие уверены, что чем выше чистота меди, тем лучше качество звука. Некоторые сорта меди называются OFC (Oxygen-Free Copper), или бескислородная медь. Из такого материала удалены молекулы кислорода. Однако более правильно было бы называть такой материал медью с пониженным содержанием кислорода, поскольку полностью удалить все молекулы кислорода попросту невозможно. На практике показатель OFC составляет порядка 50*10-6 (пятьдесят миллионных долей) кислорода по сравнению с обычным показателем 250*10-6 для нормальной меди. Понижение содержания кислорода замедляет образование в проводнике различных окислов меди, способных нарушить его физическую структуру и снизить качество звучания.

    Еще один термин, имеющий отношение к меди, — это LC (линейно-кристалли-ческий, Linear Crystal), характеризует внутреннюю структуру меди. Медная проволока имеет обычно зернистую структуру, что можно представить себе в виде отдельных крошечных неоднородностей меди. Эти зерна могут отрицательно влиять на проходящий по ним сигнал: поверхность каждого отдельного зерна играет роль крохотной электрической схемы, обладающей определенной индуктивностью, емкостью и диодным эффектом. Обычная медь имеет порядка 50 зерен на каждый сантиметр, в LC-меди — около 2,5 зерен на сантиметр. Следует помнить о том, что медь не изотропна, ее электрические свойства несколько различны в разных направлениях. Любая медная проволока имеет шевронную структуру. Пример подобной структуры показан на рис. 11-5. Учет данного обстоятельства помогает понять, почему иногда характер звучания зависит от направления включения кабеля.

    Проводники изготавливают следующим образом: сначала отливается медная болванка, а затем, путем волочения через специальные волоки (фильеры) изготавливают тонкую проволоку. Существует еще один метод — значительно более редкий и дорогой — прямого литья. В Этом случае медь непосредственно отливается в пруток требуемого сечения, и здесь волочение не применяется.

    Наиболее высокое качество медной проволоки достигается при использовании метода непрерывного литья. Полученная таким способом медь имеет всего лишь одно зерно на каждые 200 м, что значительно меньше, чем даже у LC-меди. В результате сигнал идет по практически однородному проводнику, вместо того, чтобы преодолевать многочисленные внутренние электрические преграды на границе зерен. Но поскольку при непрерывном литье может использоваться исходный материал любого качества, не все кабели, изготовленные этим методом, одинаково хороши.

    Для изготовления проводника применяют (правда, намного реже) еще один материал — серебро. Серебряные кабели стоят значительно дороже, чем медные, однако серебро имеет ряд преимуществ. Хотя проводимость серебра лишь незначительно выше, чем у меди, окислы серебра создают куда меньшие препятствия для звукового сигнала, чем окислы меди. Серебряные проводники изготавливают такими же способами, как и медные.

    Диэлектрики

    Диэлектрик — это материал для оболочки, в которую заключен проводник. Объем кабеля в значительной мере зависит от величины слоя диэлектрика. При этом материал диэлектрика оказывает значительное влияние на характеристики кабеля. Сопоставление идентичных проводников с одинаковой геометрией, но заключенных в оболочку из различных диэлектриков, показывает всю важность правильного выбора изолирующего материала.

    Материал диэлектрика поглощает часть энергии. Это явление известно под названием абсорбции диэлектрика. Аналогичным образом работает и конденсатор: между двумя заряженными пластинами проводника находится слой диэлектрика, который накапливает энергию. Однако в кабеле поглощение энергии диэлектриком приводит к ухудшению сигнала. Эта поглощенная энергия возвращается в кабель вновь, но с некоторой задержкой во времени, что, конечно же, является нежелательным обстоятельством.

    Диэлектрик подбирается таким образом, чтобы минимизировать поглощение I энергии. В менее дорогих кабелях используется пластик или поливинилхлорид, в I более дорогих — полиэтилен, а в самых лучших — полипропилен или даже I тефлон. Один производитель разработал для изоляции проводников внутри I кабеля специальный волокнистый материал, который по большей части состоит I из воздуха (а воздух и есть самый лучший диэлектрик, не считая вакуума). Другие I производители создают специальные вспененные диэлектрические материалы, I тоже, в основном, состоящие из воздуха. Подобно тому как различные диэлек- I трики в конденсаторах дают разные результаты, диэлектрики в кабелях по- 1 разному влияют на качество звучания.

    Соединители

    Соединители на концах кабелей являются частью тракта передачи сигнала, поэтому их качество так же важно с точки зрения влияния кабеля на звук, как и качество всех остальных его элементов. Нам необходимо добиться большой площади поверхности контакта между розеткой компонента и вилкой кабеля и достаточно сильного прижима их при контакте. На RCA-вилках иногда даже имеется специальный разрез на центральном штырьке, чтобы улучшить контакт с розеткой. Этот разрез дает эффект лишь в том случае, если диаметр штыря достаточно велик и при сочленении соединителя возникает усилие. Большинство высококачественных RCA-розеток изготавливают из меди с некоторыми примесями латуни для придания нужной степени жесткости. Этот сплав покрывают никелем, а затем сверху — тончайшим слоем золота, предохраняющим от окисления. В некоторых вилках слой золота накладывается непосредственно на латунь. Иногда в RCA-вилках используют серебро и родий.

    RCA-вилки и наконечники кабелей громкоговорителей припаивают или приваривают к проводникам. Большинство производителей используют для этого серебряный припой. Поскольку припой является не очень хорошим проводником, обычно наконечники сначала напрессовывают на проводник, создавая таким образом \"холодную\" сварку, обеспечивающую герметичность всей зоны контакта. При наиболее высококачественной, контактной сварке, через точку соприкосновения проводника со штырем пропускают большой ток. Высокое сопротивление в точке контакта служит причиной разогрева небольшого участка поверхностей, из-за чего два металла свариваются. Свариваемые металлы образуют в точке контакта сплав, обеспечивая тем самым хорошую передачу сигнала.

    Геометрия Взаимное расположение всех рассмотренных выше элементов кабеля образует его геометрию. Некоторые разработчики считают, что геометрия и есть важнейший фактор в конструкции кабеля, даже более важный, чем материал и тип проводника.

    Можно привести простой пример того, насколько физическая структура кабеля влияет на общий характер звучания: достаточно свить пару проводников вместо того, чтобы расположить их рядом друг с другом. В витых кабелях резко снижается емкость и индуктивность. Сравните мысленно между собой физическую структуру двух идущих параллельно друг другу проводников с символическим обозначением конденсатора, которое также представляет собой две параллельные линии.

    Это, конечно, достаточно грубый пример. Существуют и другие важные особенности в конструкции кабелей. Некоторые из них мы рассмотрим в данной главе. При этом я лишь излагаю определенные точки зрения на конструкцию кабеля, а не агитирую за тот или иной вариант.

    Большинство разработчиков сходятся во мнении, что наиболее важными причинами ухудшения звука при прохождении сигнала через кабель являются поверхностный эффект и взаимодействие между отдельными жилами. В кабеле, обладающем значительным поверхностным эффектом, большая часть высокочастотного сигнала идет по поверхности проводника, а меньшая — через его центральную часть (см. рис. 11-6). Поверхностный эффект делает характеристики кабеля зависящими от расстояния между центром и поверхностью, в результате чего кабель по-разному влияет на различные части звукового спектра. При прослушивании музыки это оборачивается утратой музыкальных деталей, ухудшением воздушности звучания верхних октав и уменьшением глубины звуковой сцены.

    Для борьбы с поверхностным эффектом применяют литцендратные проводники, состоящие из большого числа изолированных друг от друга проводников небольшого диаметра. При этом каждая из таких литцендратных жил обладает практически идентичными электрическими характеристиками. Подобная конструкция позволяет почти полностью избежать поверхностного эффекта в пределах диапазона звуковых частот. Поскольку каждая из этих жил довольно небольшого сечения, их произвольным образом скручивают в более толстые пряди и пучки для получения нужного сечения и снижения общего сопротивления кабеля.

    Еще одна проблема с многожильными кабелями (не литцендратными) состоит в следующем: если жилы переплетены, то сигнал как бы перескакивает с одной жилы на другую. Одна и та же жила может оказаться то на внешней поверхности кабеля, то внутри. По причине все того же поверхностного эффекта сигнал будет стремиться оставаться на внешней поверхности проводника, переходя таким образом с одной жилы на другую. Каждая поверхность раздела проводников действует как маленькая схема, обладающая емкостью и диодным эффектом; это очень похоже на явления, возникающие в медном проводнике с зернистой структурой.

    Отдельные жилы внутри общего проводящего жгута могут также взаимодействовать между собой через магнитное поле. Вокруг проводника с током возникает электромагнитное поле; когда по проводнику проходит переменный ток звукового сигнала, возникает колеблющееся в такт ему переменное магнитное поле. Оно может, в свою очередь, индуцировать сигнал в расположенных рядом проводниках (см. Приложение Б) и таким образом ухудшать качество звука. В некоторых вариантах геометрии кабеля магнитное взаимодействие между отдельными жилами снижается за счет того, что их располагают вокруг центр Таковы некоторые из приемов, используемых разработчиками кабелей для достижения более высококачественного звучания.

    Кабели с терминальными устройствами Некоторые кабели представляют собой не просто кусок провода, но включают в себя и электронные компоненты. Такие кабели легко узнать по своеобразным \"коробка\" на одном или обоих концах. В \"коробках\" находятся резисторы, катушки индуктивности и конденсаторы, образующие некую электрическую схему. Первопроходцем в этой области была компания \"Music Interface Technologies\" (MIT), а кабели получили название кабелей с терминальными устройствами

    По мнению MIT, часть напряжения аудиосигнала накапливается в емкости кабеля, а часть тока сигнала — в индуктивности кабеля. Количество накопленной энергии зависит от частоты сигнала, что на слух воспринимается как частотные искажения. Более того, накопленная в кабеле энергия через некоторое время освобождается, а не поступает вместе с основным сигналом на громкоговоритель. Подобное нелинейное, зависимое от частоты накопление энергии приводит к искажению размера и формы звуковой сцены.

    Кабели с терминальными устройствами призваны предотвратить подобное накопление энергии и донести аудиосигнал до громкоговорителей без нарушения фазовых (временных) соотношений. По мнению MIT, кабели с терминальными устройствами оказывают существенное воздействие также и на сохранение глубокого звучания баса, тембрального баланса и полноразмерной звуковой сцены с точной фокусировкой звуковых образов.

    Кабель с терминальным устройством одновременно является и низкочастотным фильтром, но его фильтрующие свойства начинают проявляться только с частоты около 1 МГц, что значительно выше слышимого диапазона частот. Их полезно использовать при соединении электронных устройств, обладающих чрезвычайно широкой полосой пропускания. Так, например, аппаратура фирмы \"Spectral44 имеет частотный диапазон около 3 МГц, причем это происходит не потому, что разработчики намереваются передавать сигнал такой частоты. Это делается для того, чтобы лучше воспроизводился звуковой диапазон частот. Кабели с терминальными устройствами отфильтруют очень высокие частоты, благодаря чему на громкоговорители не поступит сигнал мегагерцового диапазона, а система в целом будет более стабильной.

    Роберт Харли
    Энциклопедия High-End Audio